Птицы Среднего Поволжья
10/12/2019 09:59:15
Навигация
· Главная
· Карта сайта
· Библиотека
· Статьи
· Определитель
· Библиотека файлов
· Форум
· Фотогалерея
· Каталог ссылок
· Категории новостей
· Карта Среднего Поволжья
· Кольцевание хищных птиц
· Веб-ГИС "Хищные птицы"
· Контакты
· Поиск
· FAQ
· Вступить в клуб
Случайная картинка
Самец ястребинки
Самец ястребинки

Альбом: Фотоальбом Алексея Левашкина
Конкурс

Конкурс «Соколиный глаз - 2015»

Осталось дней до окончания приема результатов:

0
Прием закончен

Тема на форуме

Рекомендуем!

КРАСНАЯ КНИГА
Ульяновской области

Скачать (105 мб)


КРАСНАЯ КНИГА
Нижегородской области

Скачать (245 мб)


КРАСНАЯ КНИГА
Самарской области

Скачать (294 мб)


Скачать Красные Книги других регионов


Птицы города Ульяновска

Скачать книгу «Птицы города Ульяновска»


Полевой атлас-определитель птиц, птичьих гнезд и голосов птиц
средней полосы России

Полевой атлас-определитель для мобильных устройств на платформе Android

Сейчас на сайте
· Гостей: 4

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 951
· Новый пользователь: surgeon
Темы форума
Новые темы
· Весна 2016(Ульяновск...
· Татарстан. Весна-лет...
· Совместные выезды (в...
· интересные находки...
· Зима 2015/2016 (Улья...
Обсуждаемые темы
· Что это за птичка... [1530]
· Встречи птиц в Ре... [904]
· Птицы Ульяновской... [360]
· Птицы Татарстана ... [284]
Последние комментарии
Новости
Коллеги из Татарстана,...
[b]radik[/b], фото не...
Может в логотипе испол...
[b]budda[/b], Замечат...
Удачи в новом сайте,а ...
Статьи
"...считать положитель...
Две цитаты из одного и...
Ой, прекрасная фраза: ...
Содержание сборника ко...
Вероятно в Оренбурге у...
Фотографии
хрустящий ;)
тоже за ушастую...
Да! Достойная птица, и...
Изумительная красота!!...
Ещё бы Макс обосновал ...
Новая фотогалерея
клевое фото!
Бедный бедный щегол ((...
ястреб с трофеем))))...
красочно!:)
хорош момент! чеглок...
Наш баннер

Поместите наш баннер на главной странице вашего сайта:

Птицы Среднего Поволжья

И мы разместим ваш баннер у себя.

Народные экологические традиции
НАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
в русском земледельческом календаре

(в помощь педагогу дополнительного образования)

Составитель: Бородин О. В.,
руководитель Школы юннатов ФДЭБЦ

Скачать текст статьи
Скачать календарь экологических дат

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее десятилетие в России экологические проблемы мало волнуют общественность. Сейчас активно создаётся однобокий тип "Homo economicus" или "Homo politicus". Это уродует мировоззрение горожанина, оторванного от своих корней, от природы. Молодежь практически полностью захвачена масс-культурой, господствует идеология общества потребления.
Привлечь достаточно широкие массы людей к природоохранной деятельности традиционными способами сейчас очень трудно, а подчас невозможно. Мы предлагаем формировать интерес к природе не "лобовой" пропагандой, а исподволь – в лёгкой и удобной форме. Материал для разных необычных форм экологического образования можно искать в глубинах традиционной народной культуры.
Народный земледельческий календарь, на наш взгляд, даёт интересный материал для проведения экологических праздников, для использования его в работе учреждений дополнительного образования, на уроках биологии и внеклассной работе в школе, в дошкольных учреждениях. В процессе подготовки и проведения ряда мероприятий можно привлечь большое количество детей, многие из которых впервые узнают о красивых народных обрядах, связанных с природными объектами и явлениями. Такие мероприятия позволяют разнообразить воспитательный процесс.
Данная работа – попытка приспособить "месяцеслов" для конкретной цели: воспитания любви и интереса к родной природе. Для этого была сделана выборка из нескольких книг, посвященных народному календарю и экологическим традициям для удобства использования этих источников в работе экологического кружка, клуба и для организации сезонных экологических массовых мероприятий.
Работая по мероприятиям народного календаря, мы решаем ряд задач:
- привлечь детей и подростков к познанию родной природы, традиций народа, его истории;
- дать знания о конкретных циклических явлениях в природе;
- развить наблюдательность и внимание;
- привить элементы мировоззрения, отличного от стандартного, используя уважение и преклонение перед Природой;
- воспитать гуманное отношение к природе;
- сформировать умения и навыки, необходимые при подготовке праздников "месяцеслова";
- развить коммуникабельность детей, их способность выступать перед большими аудиториями;
- прививать любовь к красоте родного языка;

Еще одна задача, которая решается при работе с народным календарем – развенчание суеверий, мифов и традиций, которые могут быть вредны для охраны природы. Укрепившиеся в народном сознании положительные и отрицательные по отношению к природе приметы, традиции и поверья значительно влияют на отношение людей к окружающей природной среде. Например, до сих пор в сельской местности бытует поверье: "Если в деревню прилетит сова, сядет на крышу дома и будет кричать, то в этом доме и даже во всей деревне будет большой пожар". Поэтому в деревнях, случается, убивают сов. В народных приметах есть ряд мифов, отражающих очень древние представления о природе, когда люди не имели научных знаний о многих явлениях. Некоторые из них сейчас выглядят просто нелепо: "На Семёна-столпника ласточки ложатся вереницами в озёра и колодцы. В этот день чёрт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собираются к нему, и потому в Семён-день их нигде нельзя увидеть". «На праздник Воздвиженья гады, пресмыкающиеся уходят в какие-то неведомые тёплые станы, которые называют вырием). Необходимо систематически объяснять невежественность таких поверий. Вообще, сам по себе сбор и изучение подобных примет и поверий в условиях современного села (да и города тоже), может быть интереснейшей темой для работы детского объединения (на стыке экологии и фольклористики).
Взяв народный "месяцеслов" за основу, можно провести День леса, День сурка, День пчелы, День Ясного сокола, Грибной и Капустный дни, осенний День журавля, День встречи и День проводов перелётных птиц, Соловьиный праздник. Историческую, культурную, национальную базу получают такие экологические даты, как День Земли, День Воды, День ботаника, День рыбака, День пастуха и целый ряд других. В разделе "Народный календарь глазами эколога" кроме названия и даты (по новому стилю) каждого праздника, имеющего отношение к природным объектам и явлениям, дан ряд примет, пословиц, поговорок, закличек, песенок, короткие рекомендации по проведению тех или иных мероприятий.
Приводится приложение 1 с календарём рекомендованных мероприятий и дат на основе народного крестьянского календаря. Используя эту разработку, можно составить перечень таких событий по своему вкусу и душе, использовать её для внедрения исконно русских экологических дат в существующий экологический календарь.

***

ВВЕДЕНИЕ

Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому как коллективный общественно-исторический опыт, система знаний о природе, кодекс моральных норм, обязывающий относиться к природе как к святыне. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья и т.п. не только способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, но и влияли на взаимоотношения с природой. Священных, любимых животных, деревья, рощи нельзя было уничтожать, загрязнять родники, реки, озера. Сбор трав, обработка земли проводились по специальным правилам. Уж, аист, ласточка являлись домашними талисманами, поэтому их всячески охраняли. Многочисленные "табу" были преградами на пути алчности.
Формирование мировоззрения и воспитание бережного отношения к природе осуществлялось путем вовлечения детей и молодежи к почитанию творческих сил природы во время религиозных праздников, торжественных церемоний и обрядов, ритуалов и магических действий в честь богов природы. К нашей беде народные экологические традиции в 20 веке были практически утрачены. Многие экологические традиции народа были начисто забыты в связи с потерей десятков тысяч деревень в период кампании по их укрупнению, миграцией сельского населения в города, а также распада традиционных многопоколенных сельских семей. Этому способствовали господствующая идеология и политика государства, засилье масс-культуры.
Пока не поздно, народные поверья, обычаи, традиции, поговорки требуют своего тщательного изучения, особенно с точки зрения применения в охране природы.
Народные традиции по своей психологической и социальной структуре являются массовыми привычками и, в то же время, эффективным средством формирования этих привычек при помощи подражания у новых поколений людей. Это объясняется их большей избирательностью, эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью, коммуникативностью, способностью к передаче, направленностью, чем у других форм пропаганды. Использование различных поверий, традиций, обычаев в пропаганде охраны природы более эффективно еще и потому, что они не требуют у малоподготовленной аудитории особого умственного напряжения, а сразу вызывают бессознательную реакцию.
В старину в систему народного экологического воспитания входили: игра, организация наблюдений за природой, убеждение, разъяснение моральных норм и правил поведения в природе, личный пример, разумные требования, поощрение позитивного поведения способами фольклора, контроль поведения, запрет негативных действий по отношению к природе, наказание. Много давал ребенку и фольклор своего народа, благодаря которому раскрывалась эстетическая ценность природы. Он учил детей доброму отношению к природе, соединяя экологическое содержание с соответствующими обрядами и прямыми предостережениями и запретами. В детской поэзии народом была умело учтена природная тяга малышей ко всему, что связано с животными. Человек вырастет, возмужает, познакомится с жизнью и наукой, однако воспоминания детства будут продолжать действовать на него.
Среди многочисленных форм популяризации народных экологических традиций требует своего восстановления культ народного календаря – "месяцеслова", его популярные издания.

Народный календарь природы

Календарь русского крестьянина представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни и многое другое. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.
Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Принятие христианства повлекло за собой овладение церковным календарем и почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день или несколько дней в году. Однако имена святых подчинились труду и быту крестьянина и, с другой стороны, они оказались нужны аграрному календарю. Они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Земледельцу не составляло особого труда перетолковывать церковное учение в желательном для себя смысле. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая естественно вобрала в себя традиционные обряды и праздники. Народный календарь демонстрирует такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Народное православие не есть механическое соединение двух мировоззрений.
От христианства в народном календаре – приурочение святых к дням годового цикла, от язычества – распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Крестьяне, как правило, мало считались с официальными биографиями (каноническими житиями) мучеников, героев, праведников. Создавая свои легенды, образы календарных святых, они ориентировались на время празднования дня данного святого, на его имя, которое интерпретировали в нужном для себя смысле.
Полная зависимость земледельца от природы заставляла его тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать мельчайшие подробности явлений природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, которые соседствуют с самыми нелепыми (на наш взгляд) суевериями и фантазиями. Крестьяне в подавляющем большинстве даже в XIX столетии плохо понимали истинные причины смены времен года и многих явлений природы. Для них причинно-следственные связи были иными, чем это представляется нам сейчас. Крестьянин видел, что приход весны связан с прилетом птиц, поэтому, желая обеспечить своевременное начало весны, обращался к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные края, выпекал из теста фигурки птиц, подражал птичьему щебетанию и т.д. То, что позднее стало восприниматься как поэтическое сравнение, метафора, когда-то было реальной верой, отражало понимание природы: жаворонок, по мнению земледельца, действительно нес весну на своих крыльях.
Приметы – поведение птиц, зверей, насекомых, природные явления – служили для российского крестьянина своеобразным и бесспорным определителем программы его дел и забот в ближайшее и отдалённое время. Учитывая их, он строил свои планы, лелеял надежды.
Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути, языческий, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.
Насущный хлеб и другие средства к существованию доставались тяжким трудом и нуждались, по мнению крестьянина, в защите от злых сил и в активном провоцировании на воспроизведение и увеличение достатка. Для этого в течение веков выработалась целая система обрядовых действ, включая песни, пляски, звучание музыкальных инструментов, особые ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения, издевки, плачи и др.). Слово, соединенное с музыкой и движением, по мнению земледельца, обладало большой силой и приобретало власть над явлением. Поэтому огромную роль в обряде играли песня, музыкальные инструменты, ритмические пляски, притоптывания.
Веселье никогда не понималось, как безделье. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение. Земледельческий праздник давал ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней.

***

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА

В Месяцеслове очень много примет, связанных с природой, с животными и растениями. Явлениям и объектам природы посвящен целый ряд дат. Выделим и прокомментируем самые (на наш взгляд) интересные из них в календарной последовательности.

РОЖДЕСТВО И КРЕЩЕНИЕ. СВЯТКИ (7–19 января по новому стилю).
От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя – грех. С охотником несчастье случится. Эти дни можно посвятить пропаганде гуманного отношения к животным, антиохотничьим или антибраконьерским акциям.
В эти дни (20 декабря – 20 января) любители пернатых проводят Рождественские учёты птиц. Это – новая традиция. Благодаря программе "Евроазиатский Рождественский учёт", действующей с 1992 г., к проведению зимних учетов птиц подключились кружки станций юных натуралистов и экологических центров. Целью программы Рождественских учётов является организация многолетнего широкомасштабного слежения за состоянием популяций зимующих птиц Евразии – в первую очередь за изменениями их видового состава и относительной численности. Существует специальная методическая разработка по данной программе.

ТАТЬЯНА КРЕЩЕНСКАЯ (25 января).
На Татьяну проглянет солнышко – к раннему прилету птиц. В это время можно услышать самые первые в году песни птиц – пока еще робко распеваются синицы и поползни.

СВЯТОЙ ТРИФОН, МЫШИНЫЙ ДЕНЬ (14 февраля).
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии – Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада (ныне город Динер в Турции). С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
Вот и мышиное племя в течение зимы наносило такой урон в крестьянских закромах, что, когда приходил урочный день, вся семья поднималась против вредоносных зверьков. Этот день выпадал под конец зимы, когда обнаруживалась заметная убыль в хлебных запасах. Почему день гибели фригийского мученика Трифона назвали «мышиным днём» – неизвестно. Никому никогда не удавалось полностью истребить домашних грызунов. Мыши так и оставались привычными спутниками крестьянского бытия. Многое могли предсказать вездесущие зверьки. Если мыши поедят неубранные остатки ужина, у хозяйки или хозяина разболятся зубы. Так мыши «воспитывали» нерях. Когда у маленького выпадали молочные зубы, бабушка велела кинуть их под печку со словами: «На тебе, мышка, зуб репяной, а мне дай костяной». В общем, в любой крестьянской семье с мышами жили в ладу и взаимной терпимости – до Трифона старались не брать греха на душу. И основательно воевали с грызунами лишь раз в году.
Кроме домовой мыши Mus musculus в нашем крае обитает несколько других видов семейства Мышиных: полевая мышь Apodemus agrarius, лесная мышь Apodemus sylvaticus (по последним исследованиям этот вид разделен на несколько новых), желтогорлая мышь Apodemus flavicollis и мышь-малютка Mycromys minutus. К этому семейству относятся также серая и чёрная крысы Rattus norvegicus и Rattus rattus. Мыши и крысы играют большую роль в экосистемах и хозяйстве человека, заслуживая специального дня, когда о них можно подробно рассказать детям.
***
Из века в век русские сокольники почитают Святого Трифона своим покровителем и обращаются к нему в минуты радости и горя, постигающие их на охоте. Так что, 14 февраля ещё и праздник любителей хищных птиц и сокольников – охотников с ловчими птицами. Святой Трифон – единственный святой, которого в русской иконографии изображают с птицей (соколом) на руке. Только на Руси и только с XIV века Святой Трифон стал изображаться на иконах с птицей на правой руке, на коне, пешим или по пояс. Кроме того, в то время чеканили монеты с изображением всадника с птицей на правой руке, и его изображение чуть не становится гербом Москвы, вместо хорошо знакомого нам теперь Георгия Победоносца.
Каждый заинтересовавшийся охотой с ловчими птицами рано или поздно узнает от товарищей по увлечению историю про сокольника Трифона. Сказка это или быль?
Учитывая многовековую историю пересказа – это уже легенда. Повествует она о том, что был в царской охоте молодой сокольник известного рода Патрикеевых – бравый молодец Трифон. Был он у царя в любимцах и доверен ему был самый любимый царем кречет. Очередной раз охотился государь в окрестностях села Напрудное (сегодня это район Москвы – «Марьина роща»). Угодья эти с многочисленными озерами славились в те времена обилием водной дичи. Охота уже подходила к концу. Ловчих птиц на такой охоте пускали на дичь только по указанию царя, а в тот день дичи достойной напуска любимого кречета высочайший не увидел.
Сокольнику же не терпелось полюбоваться охотой своего воспитанника и Трифон, увидав летящую цаплю, стал упрашивать царя разрешить напустить по ней кречета. Тот сильно сомневался в такой необходимости, но уступил просьбам Патрикеева. Кречет ушел за удаляющейся добычей, и вскоре обе птицы скрылись из виду. Сокольники бросились вдогонку искать кречета. Царь был страшно раздосадован, что внял глупой просьбе. А когда чуть погодя выяснилось, что кречета не нашли, он впал в ярость и приказал Патрикееву в три дня сыскать птицу. А коли, тот не сыщет ее, лишиться головы за глупость свою и неуместное нетерпение. Выслушав приговор, Трифон поначалу последовательно и не по одному разу торопливо обыскивает лес, озера, поляны, но безрезультатно. К третьему из отпущенных ему на поиски дней он уже отчаялся найти птицу и выбился из сил. Ясно осознав свою беспомощность и обреченность на казнь, он обратился с молитвой к своему небесному защитнику Святому мученику Трифону.
Молился он усердно и долго, прося о помощи. Так со словами молитвы, изможденный сокольник распластался на земле у ног своего коня и забылся тяжелым сном. Во сне явился ему Святой Трифон на белом коне с кречетом, пропавшим, на правой руке и поведал сокольнику в каком месте птицу найти. Очнувшись ото сна, бросился Трифон к указанному месту, где и нашел кречета. Счастливый он вернулся в Москву и сразу к царю. Поведал ему обо всем происшедшем и о чудесной помощи Святого Трифона. Сказал, что в благодарность за избавление от смерти неминуемой решил в тех местах храм Святого Трифона выстроить. Царь радовался возвращению птицы, дивился чуду сотворенному небесным покровителем сокольника и обещал оказать помощь в сооружении храма…
Вот так гласит легенда, которая сама по себе, пережив столетия и многие человеческие поколения, является памятником истории о Трифоне сокольнике. Трифон Патрикеев – жил ли он на самом деле? Был ли он царским сокольником? Неизвестно, но род дворян Патрикеевых был, и служили они не одному русскому царю. Так что среди них мог быть дворянский сын, бравый молодец, любимец царя, сокольник Трифон Патрикеев. К сожалению, убедиться в этом нам не суждено.
В Москве есть улица Трифоновская, и стоит на ней Храм Святого Трифона в Напрудном, это место находится в десяти минутах ходьбы от станции метро «Рижская». Вот еще два памятника, дошедших до нас через века. К сожалению, от храма, который был вторым по величине в Москве и вмещал до трех с половиной тысяч прихожан одновременно, до наших дней сохранился лишь один из его приделов. Он действует и его можно посетить.
Сам храм был взорван по частям в ХХ веке, разделив судьбу многих храмов в те годы. Фреска изображающая Святого Трифона на белом коне и с птицей на правой руке была отделена от стены храма и передана в запасники Третьяковской галереи на хранение. О точной датировке строительства храма однозначных сведений нет. Этот вопрос изучался специально исследователями, и оказалось, что различные части здания храма сооружались и достраивались в разные века. Самое раннее основание под одним из приделов относят к временам княжения Ивана Калиты.

ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. ОБРЕТЕНИЕ (9 марта).
День Обретения приносил первые вести о приближении весны. Этот день крестьяне увязывали с поведением птиц. Особенно ждали возвращения скворцов, поправляли старые скворечники, мастерили новые. Старались помочь и синицам – устраивали под окнами птичьи кормушки.
В день Обретения перелетная птица летит из теплых мест.
Птичье потенье – гнезд обретенье.
Своевременный прилет весной перелетных птиц обещает хороший урожай хлеба.
Синица начинает петь протяжно, жалуется на бескормицу: "В пуне светится, в пуне светится". Овсянки, вторя жалобам синицы, поют: "А ты, мужик, сена носи, да не труси!".
Синица запела – тепло ворожит. "Куй, кузнец, лемяши!", а то бранит мужика-неряху за неумелое обращение с кормом: "Тилялюй, тилялюй!".
Тетерев тоже начинает бормотать свою весеннюю мелодию: "Продам шубу, продам шубу – куплю балахон".
Кто два раза родился: первый раз гладкий, а второй раз мягкий? (Птица).

ЕВДОКИЯ (АВДОТЬЯ)-ПЛЮЩИХА, ПОДМОЧИ ПОРОГ, СВИСТУНЬЯ, ВЕСНОВКА, ЗАМОЧИ ПОДОЛ (14 марта).
Снег на полях оседал, «плющился», образовывался наст. Какова Евдокея, таково и лето. Если грач прилетел до 14 марта – быть лету мокрому, а снег рано сойдёт. По приметам, на Евдокию сурок просыпается и свищет. Это первый признак весны. Вот вам и русский аналог известного американского праздника «День сурка»!
Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали «кликать весну», для чего влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки.
В прежние времена день Евдокии считался последним днём, когда разрешались рубки леса: «Рубке леса запрет для того, что тут в соку он бывает». А нынче рубят и весной, и летом… Именно на Евдокию можно проводить День Леса.

ГЕРАСИМ-ГРАЧЕВНИК (17 марта).
По приметам, именно в этот день прилетает первая весенняя птица – грач. Действительно, обычно на середину марта приходится массовый прилёт грачей. По старому стилю эта дата приходится на 4 марта, когда прилетают первые грачи. "Увидел грача – весну встречай", "Грач зиму расклевал". На Герасима-грачевника пекут хлебы в виде грачей. Грачи – первые спутники и помощники пахаря. Крестьянин с удовлетворением отмечал грачиное нашествие. «Коли грач на нос садится», т. е. тучно кормится на свежей пашне, значит, больше будет уничтожено личинок разных хлебных вредителей. За сбережение будущих посевов и почитали крестьяне эту птицу.
Этот день удобен для проведения Дня птиц тем, что можно довольно рано развешивать синичники и скворечники, до начала гнездования птиц. Поэтому больше вероятность, что они будут заняты именно синицами и скворцами, а не воробьями. Как нам известно, день Герасима-грачевника ежегодно отмечают в Акшуатской средней школе Барышского района Ульяновской области (педагог В. П. Фомина).

Герасим-грачевник грачей пригнал.
Грач на нос садится (на пашне).
Грач на горе – весна на дворе.
Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.
Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна.
Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.

СОРОКИ, СОРОК МУЧЕНИКОВ (22 марта). В каждой православной семье в старину в этот день пекли жаворонков из пресного теста – сорок штук, по числу воинов-христиан, замученных римлянами в Севастийском озере в 313 году. Сорок погибших в народном поверье воплотились в жаворонков. В этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших близких.
Это день "закликания" птиц. Главный "птичий" праздник народного календаря. Его можно совмещать с проведением международного Дня птиц, видоизменив в соответствии с народными традициями. Если вы хотите это сделать, то заранее нужно позаботиться об изготовлении скворечников, синичников и других искусственных гнездовий. Кстати, традиционный деревянный скворечник – русское изобретение. Он не был известен в Западной Европе вплоть до середины XIX века. Издревле на Руси было принято привлекать к дому скворцов, разорение гнезд которых считалось преступлением. Практичные же немцы изготавливали глиняные гнездовья для того, чтобы потом собрать яйца или маленьких птенцов для изготовления деликатесов.
Немного о сути праздника.
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. "Сколько проталинок – столько и жаворонков". Поэтому в некоторых местах праздник помнят под названием "Жаворонки". Действительно, первые жаворонки появляются в средней полосе России примерно в эти дни.

На сорок мучеников сорок птиц прилетает.
Сорок пичуг на Русь пробирается.
Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
Увидел скворца – весна у крыльца.
На Сороки сорока кладет в гнездо сорок палочек.
Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.
Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принес.
Грач на проталину, скворец – на прогалину.
Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.
На Сороки мальчики сельские выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

На Сороки хозяйки пекли особые постные булочки – "жаворонков", в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки, шесты и выбегали с ними на пригорки и возвышенные места и, сбившись в кучу, что есть силы кричали "заклички" – короткие песенки-кричалки, призванные ускорить прилёт гонцов весны:


Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Нет ни хлеба,
Ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил,
Сахар съел,
Самовар на кол надел.

Жаворонок, прилети,
Красну весну принеси!
Нам зима-то надоела:
Весь хлеб у нас поела.
Зима, зима, ступай за моря!
Там пышки пекут,
Киселя варят – зиму манят.
Кши, полетели!



Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!

Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чем пришла?
– На сошечке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зернышку-у-у!

Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам
Жаворонушки!
Нам весну-красну да красно летеце.
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
А воды-то попила да три колодезя,
Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
Жаворонушки!
На базарик пертаскали, за копейки продавали,
Жаворонушки!
За копейки продавали, детям хлеба покупали.
Жаворонушки!

Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!


Жаворонки,
Жаворонки,
Прилетите!
Красну вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки,
Голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите
По мотушке!
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке!
Чечетки,
Чечетки,
Принесите по щетке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы –
В барабаны!

Так с птичками–жаворонками дети бегали, закликали весну, прыгали с крыш в сугробы, сажали булочки на яблони в садах, на ветлы, рябины, высокие кусты, на палки плетня, на проталины на холмах и курганах. Потом птичек обычно съедали, а головку отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был".
В некоторых деревнях по печеным жаворонкам гадали взрослые: в птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., по тому кому достанется, "узнавали" о предстоящей участи: кольцо – к свадьбе, щепка – гроб, монетка – богатство… Новгородцы приготовляли в этот день из теста птичек по числу лиц, составляющих семейство. В одну из них запекали небольшую монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Монетку хранили на божнице или носили с собой для счастья. В ряде мест также выбирали семейного засевальщика – кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
Истоки праздника берут начало в глубокой древности, когда славяне праздновали Новый год в день весеннего равноденствия, встречая весну и новую жизнь. Это был большой общий праздник. С приходом христианства он стал детским, а сейчас вообще забылся. А вот в Японии существует официальный праздник – День весеннего равноденствия.
Этот день так и обозначен в японском календаре. День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии, который, что удивительно, японцы связывают отнюдь не с уникальным астрономическим явлением равенства длин дня и ночи, а с уходящим в глубины истории буддийским обрядовым праздником Хиган. Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году. Точную дату дня весеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. До 2025 года день весеннего равноденствия будет приходиться на 21 марта, но в високосные года и в год, следующий за високосным, день весеннего равноденствия выпадет на 20 марта. Точность астрономических расчетов и смещение праздника на день вперед-назад, в общем-то, не вызывает у японцев ни недоумения, ни вопросов – важно, что день будет праздничным, а, значит, выходным. Согласно «Закону о национальных праздниках» в День весеннего равноденствия вложен и соответствующий «природный» смысл: «Превозносить природу, лелеять живые существа».
Невозможно не сказать, что по окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения японской вишни-сакуры. Бело-розовую волну невозможно будет остановить. И японцы от мала до велика, и живущие в Японии иностранцы, и туристы, приезжающие со всего мира взглянуть на незабываемую картину, будут продолжать шумно праздновать весну.

Рецепт приготовления "жаворонков"

Разведем в теплой воде дрожжи, добавим муку, сахарный песок, постное масло, ванилин и немного морковного сока для цвета. В тесто можно добавить льняного или конопляного семени. Готовое тесто разделим на полоски и каждую раскатаем. Получится маленький валик. Каждый валик завяжем узлом, из одного конца сделаем головку с защипленным клювиком, а другой конец надрежем ножом, чтобы получился птичий хвостик. Вставим две изюминки-глаза, присыплем сахаром и поставим в духовку.

22 марта может считаться также днём Тыквы. Женщины в этот день готовили тыквенные семена. С них начинали заботу о предстоящих делах на бахче («зачин»). Тыква считалась овощем обстоятельным, надежным и неприхотливым. На юге России крестьяне тыквами, как картошкой, кормились сами и подкармливали домашнюю скотину.


НИКОН (5 апреля).
В день памяти преподобномученика Никона на Руси полагалось потчевать льняным семенем прилетевших зябликов.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ (7 апреля).
Весна зиму поборола. Третья встреча весны. Раньше на Благовещенье соблюдали обряд отпущения птиц на волю. Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их.

Благовещенье – птиц на волю отпущенье.
Кукушка без гнезда за то, что завила его на благовещенье.


Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Если вы решите использовать этот обычай для воспитания гуманного отношения к птицам, никогда не выпускайте на волю "сиделых" птиц (т. е. тех, кто уже достаточно долго сидел в клетке). Они обычно погибают в первые же дни. Нужно выпускать именно свежепойманных пернатых или домашних голубей. Нельзя выпускать птиц и при неблагоприятных погодных условиях. Учтите, что самовольный (без разрешения органов экологического контроля) отлов птиц является нарушением Закона о животном мире.

МАТРЁНА-НАСТОВИЦА, ПОЛУРЕПНИЦА (9 апреля). На Матрены прилетают чибисы. Чибис прилетел, на хвосте воду принес. На Матрену овсянка затягивает свою песенку "Покинь сани, возьми воз!"

ПЯТНИЦА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ. ИКОНА БОГОМАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» (9 апреля – 12 мая).
В Светлую пятницу, «Прощёный день», женщины во многих местах России на богослужении в храмах клали поклоны перед образом иконы Богоматери, называемой «Живоносный источник». В этот день женщины пили воду из новонайденного родника, освященного в крещенские дни. Повсеместно икона слыла чудотворной покровительницей живоносности женщин. Не только около Константинополя бил из-под земли источник, обладающий особыми целебными свойствами – и на русской земле стали находить чудодейственные родники.
Этот день можно назвать Днём святого родника, Днём воды, вспомнив о чистоте родников и их охране.

ИОСИФ-ПЕСНОПЕВЕЦ (17 апреля).
Иосиф-песнопевец в народном сознании оправдывает свое определение тем, что с этого дня начинает звучать голосок сверчка и впервые подает голос журавль. В центральной России существовало поверье: чтобы спина не болела от полевых работ, надо, увидев в первый раз весною пролетающих журавлей, лечь на траву и семь раз перекувыркнуться через голову или перевернуться с боку на бок, приговаривая:
Журавель, журавель,
У тя шея колом,
А у мня спина колесом,
А не крюком".

Спина при полевых работах будет "пружинная".
Дети, увидев летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствуют:


Ики, ики, ики, ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Это журавли! Это журавли!
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!

Хотя в нашей стране серый журавль еще достаточно обычен, во многих регионах России журавлей гнездится все меньше. Поэтому этот вид заносят в соответствующие Красные книги. Обычно первый журавлиный клин в небе можно увидеть около 10 апреля. Интересно было бы провести конкурс – кто первым увидит журавлей. Можем предложить этот праздник отмечать как весенний День журавля. Для его проведения будут сделаны специальные методические разработки.

МАРТЫН-ЛИСОГОН (27 апреля).
Охотники выходили в этот день на «лисование» – устраивали гон на лис с борзыми или псовыми собаками. Оттого и назвали день памяти святого Мартина «Мартыном-лисогоном». Примечено было, что «на Мартына ворон купает и отпускает детей в отдел» (т. е. отделяет птенцов). Примерно в этот срок покидают гнёзда самые первые птенцы воронов (раньше, чем любые другие наши птицы). Это связано с тем, что вылупляются они в то время, когда сходит снег и обнажается падаль – трупы погибших за зиму животных, которыми вороны и выкармливают потомство. Ворон считался недоброй птицей, его соседство было нежелательным. Причина тому – чёрная окраска птицы и её суровый, мрачный характер. Кстати, и имя Мартын связано с птичьим миром – «мартыном» называли чайку.
С Мартынова дня в южных губерниях России выезжали в поле – начиналась ранняя вспашка, боронование зяби, сев ранних хлебов.

ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК (30 апреля).
Этот день можно отмечать, как День пчелы, День пчеловода.
Пчелу называли «божьей угодницей», которая «трудится людям на потребу, Богу на угоду». Неутомимые медоносные работницы особо чтились крестьянами. Пчёл оберегали, искусство разведения пчёл высоко ценилось. И, конечно, пчела-труженица нуждалась в постоянном небесном покровительстве, как всякая живность в крестьянском хозяйстве. Попечителем над пчёлами русские крестьяне избрали святого Зосиму, игумена Соловецкого, основателя одноименного монастыря. Его имя появилось в поговорках и приметах, связанных с пчёлами, например: «Рой роится – Зосима веселится». Зосима, основав монастырь, заботился о хозяйственном обустройстве обители. Он был одним из практиков, разводивших пчел на северных островах. Мёд был одним из основных продуктов питания отшельников.


ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ, ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ, ЕГОРИЙ ВЕСЕННИЙ, ЕГОРИЙ (ЮРИЙ) ВЕШНИЙ, ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ (6 мая).
Юрьев день считался праздником пастухов. В этот день впервые выгоняли скотину (следует помнить, что до революции он отмечался по старому стилю – 23 апреля). Перед выгоном на зазеленевшие луга всем миром чествовали пастухов – кормили, одаривали одеждой и предметами обихода. Накануне вечером по дворам колядовали – «скликали» Егория.
На всех иконах Георгий Победоносец изображен вооруженным всадником на белом коне. Егорий считался первым покровителем лошадей. В этот день их чистили, купали, кропили святой водой. Лошадь была выше всех почитаемых и ценимых животных в каждом крестьянском дворе.
Святой Георгий воспринимался не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей ("Всяк зверь у Егория под рукой").
С днем 6 мая связывался также прилет ласточек.
Ласточка-касатка, как её ещё называют, издревле почиталась у славян наряду с сизым голубем как любимая Богом птица. Гнёзд ласточки разорять было нельзя. Существовала примета "кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки". Верили, что обиженная людьми ласточка может им отомстить. Те дома, где касатки лепили свои гнёзда, слыли счастливыми: "Под которой кровлей голуби и ласточки водятся, та не горит". У россиян считалось, что если ласточки исчезают из какой-то местности, то это грозит людям бедами. Поэтому крестьяне издавна прибивали на стенах дома специальные планки для их гнёзд. По белорусской легенде ласточка, пытаясь облегчить страдания Христа, утаскивала гвозди и силилась снять с его головы терновый венец. По мусульманским поверьям, ласточка поёт суры из Корана. Деревенская ласточка выбрана национальным символом Эстонии. "Касатка", как и "ласточка", нередко звучит как ласкательное обращение к близким людям, ещё раз свидетельствует о том, как тепло человек относится к этой птице.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Помощь
Вы можете внести благотворительные взносы на содержание нашего сайта

Яндекс.Деньги

Карты Visa и MasterCard

WebMoney
Реклама

Мини-чат
Вы должны авторизироваться, чтобы добавить сообщение.

27/07/2015 13:25
Почему птицы не всегда поют громко? http://elementy.ru
/news/432538/Poche
mu_ptitsy_ne_vsegd
a_poyut_gromko

03/01/2015 18:46
Птичьи песни и человечес
кая речь организую
тся за счет сходных генов http://elementy.ru
/news?newsid=43237
8

03/12/2014 18:03
Для кого поют зимой наши птицы?http://
elementy.ru/news/4
32331

28/08/2014 08:30
Зеленая пеночка — «несоверш
енный» кольцевой
вид со сложной историей http://elementy.ru
/news/432285

06/08/2014 04:52
Если с другом вышел в путь, веселей дорога?(Пр
еимуществ
а и недостатк
и межвидовы
х ассоциаци
й мигрирующ
их северных куликов) http://elementy.ru
/genbio/synopsis?a
rtid=419

06/08/2014 04:47
Как оценить выживаемо
сть птиц при помощи кольцеван
ия? http://elementy.ru
/genbio/synopsis?a
rtid=337

02/07/2014 14:07
Одну треть рыбных запасов оставить птицам — новый закон в экологии http://naturschutz
.livejournal.com/8
2452.html

01/07/2014 22:56
Генетичес
кие различия между серой и черной вороной записаны на «островка
х видообраз
ования»http
://elementy.ru/new
s/432277

31/05/2013 01:17
Археологи
идентифиц
ировали древнейшу
ю птицу http://www.vesti.r
u/doc.html?id=1089
879

18/04/2013 00:57
Прерванны
й полёт http://www.trisosn
y.ru/news/society/
11050-2013-04-17-1
2-41-51.html

RSS-каналы сайта






Время загрузки: 0,05 секунд 13,466,968 уникальных посетителей